Сегодня перевозка грузов может проходить в промышленных масштабах. Для этой цели требуется устойчивая, надежная специализированная автотехника. На рынке встречаются различные модификации грузовиков. Рассмотрим, какие есть виды автомобилей для перевозки грузов.

Классификация грузовых автомобилей по составу

По данному признаку выделяют одиночные специализированные грузовые авто и со сцепками с различной грузоподъемностью. Первые отличаются тем, что кабина и кузов представляют собой единое целое. Это может быть самосвал, эвакуатор.

Автопоезд включает тягач, к которому цепляется прицеп или полуприцеп. Последние не могут двигаться самостоятельно, поскольку не оснащены мотором. Если используется прицеп, масса груза равномерно распределяется между всеми частями конструкции. Полуприцеп в большей степени перекладывает нагрузку на тягач.

Классификация и виды грузовых автомобилей

Типы прицепов и полуприцепов

Виды автомобилей на перевозке грузов могут отличаться зависимости от того, какой вид прицепа или полуприцепа прикреплен к тягачу.

Виды прицепов

Прицепы для специализированного грузового автотранспорта бывают нескольких типов:

  • Открытые машины. Автотехника данной модели предназначена для транспортировки разных товаров грузоподъемностью до 20 т.
  • Контейнеровозы. Авто используются для перемещения 1-2 морских контейнеров.
  • Тандемы. Автотехника этой модели небольшой грузоподъемности применяется для формирования автопоездов для транспортировки негабаритных товаров.
  • Самосвалы. Специализированные грузовые авто ориентированы на сыпучие вещества, вес которых не превышает 10 т.
  • Рефрижераторы. Грузовики данной модели имеют среднюю грузоподъемность, предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов, оснащены кондиционерами и специальными шторами для сохранения низкой температуры.
  • Изотермические машины. Такие авто обшиты изоляционными материалами, сохраняющими изначальную температуру груза.
  • Машины, оснащенные цистернами. Этот вид автотехники транспортирует жидкости.

У каждого из этих видов специализированных грузовиков особая конструкция, ориентированная на выполнение конкретных функций и определяющая грузоподъемность.

Виды полуприцепов

Типы полуприцепов для автомобилей для перевозки грузов также различаются по виду устройств для сцепки:

  • Шарового типа. Эти конструкции полуприцепа тягача или фургона позволяют перевозить малотоннажные грузы или буксировать легковые авто. Для сцепки предусмотрен 5-сантиметровый шар с рычагом для фиксации, а на прицепе — проушина.
  • Крючкового типа. Конструкция полуприцепа данной модели включает крючок, защелку и замок.
  • Шкворневого типа. Механизм для тягача или фургона представляет собой петлю с входящим в нее шкворнем, но существуют и более сложные конструкции.

Седельно-сцепное устройство для машины может быть однозахватные и двузахватные.

Классификация грузовиков по типу кузова

Не только разновидности прицепов, но и типы кузова тягача или фургона могут отличаться. Они бывают открыты и закрытые. Кроме того, каждая из этих классификаций автотехники имеет несколько вариантов конструкций.

Виды грузовых автомобилей с открытым типом кузова

Есть несколько видов грузовых машин для перевозки груза с открытым кузовом. Они отличаются как «внешностью», так и функциями.

Бортовые

Бортовой специализированный автотранспорт отличается тем, что оснащен платформой, или бортом, к которому груз крепится ремнями или стропами. У большинства авто данной модели есть стенки сзади и по бокам. Для манипуляций с грузом отдельные модели автотехники оснащаются специальным краном. Управление процессом происходит из кабины водителя тягача или фургона.

Бортовые грузовики позволяют перевозить стройматериалы и другие товары, которым не страшны плохие погодные условия. Эта специализированная модификация может иметь и другие плюсы:

  • грузоподъемность – такие машины способны справляться с крупными задачами;
  • маневренность – такие тягачи легко перемещаются по городу, узким дорогам, оснащены колесами, сохраняющими устойчивость в любую погоду;
  • надежность – машины данной модификации имеют прочную конструкцию, поэтому могут функционировать долгие годы;
  • экономичность – не расходуют много топлива, не требуют дорогого техобслуживания.

90 км в час – наибольшая скорость передвижения, которую может развивать грузовое авто этой модификации. Комфорт управления и торможения автотехникой обеспечивается высоким качеством тормозной системы.

Платформы

Кузов у авто данной специализированной модификации без бортов и помостов, облегчающих погрузку товаров, поэтому для последней нужен подъемный кран. Такой вид грузовых автомобилей ориентирован на перевозку следующих габаритных предметов:

  • трансформаторы;
  • техника для стройки;
  • кабельные катушки;
  • длинные трубы;
  • балки;
  • цистерны;
  • станки и другие.

Тралы

Специализированные транспортные средства этой модели ориентированы на перевозку военной, сельскохозяйственной, строительной автотехники и машин с «гусеницами». Грузоподъемность тралов – до 110 т. Платформа может иметь габариты 16х3 м. Количество осей машины может варьироваться от двух до восьми. Такая конструкция обеспечивает маневренность автотехники. Быстрая погрузка на машину данной модификации осуществляется за счет откидной платформы и помоста.

Малогабаритные предметы фиксируются к платформе тягача специальными креплениями и стойками. Тралы отличаются надежностью тормозов и высокой безопасностью при движении. Этому способствует система антиблокировки, которой может оснащаться автотранспорт. Она делает специализированное авто этой модификации маневренным, легким в управлении даже при плохих погодных условиях.

Классификация и виды грузовых автомобилей

Грузовой автотранспорт с закрытым типом кузова

Грузовики этого типа применяют для транспортировки промтоваров разного назначения. Это хлеб, мебель, одежда, канцелярия, предметы гигиены и другие. Их перевозят в закрытом пространстве фургона. Это необходимо, чтобы вещи не испортились.

Тентованные

Эта модификация автотранспорта оснащена каркасом, на который натягивается тент. Он легкий, не утяжеляет конструкцию, без труда собирается. Его основная функция – защита от неблагоприятных факторов окружающей среды. Загружать машины и фургоны данной модели можно любым удобным способом.

20 тонн – оптимальная грузоподъемность автотехники. Тентованные модификации грузовиков способны служить долго при аккуратном вождении. Обязательно учтите плюсы и минусы каждой из моделей машин для грузоперевозок при покупке.

Цельнометаллические

Кузов грузовика данной модификации включает каркас из цельных листов металла и перегородки. Он намного прочнее, чем тентованная автотехника, ударопрочный, поэтому товары внутри надежно защищены.

Погрузка в фургон может происходить через специальные ворота конструкции для грузоперевозок, что снижает риск похищения или проникновения внутрь посторонних лиц. Металл не рвется, не портится, поэтому вероятность того, что предметы выпадут из грузовика или рассыплются по дороге, исключена.

Но цельнометаллический кузов негативно сказывается на грузоподъемности автотехники. Сам по себе грузовик имеет внушительную массу. Из-за ограничений нагрузки на оси приходится уменьшать количество содержимого в машине для грузоперевозок.

Промтоварные

На таких грузовиках транспортируют пищевые продукты. Это может быть хлеб, крупы, овощи и фрукты. Автотранспорт также подойдет для мелких бытовых предметов.

Кузов промтоварного автотранспорта делают из тонких слоев металла. Иногда используется пластик или фанерные листы. Грузоподъемность конструкции благодаря легкому каркасу остается на высоте.

Изотермические

Основная функция данной грузовой машины для перевозки грузов скрыта в ее названии. Оно подразумевает, что температура и условия внутри кузова автотехники остаются неизменными на протяжении поездки. Это гарантирует сохранность скоропортящихся грузов. Но, в отличие от рефрижераторов, функция контроля температурного режима в данной конструкции для грузоперевозок исключена.

Изнутри изотермические грузовики покрываются слоем теплоизоляции. Для таких модификаций характерна грузоподъемность до 10 тонн.

Рефрижераторные

Грузовики включают холодильную установку. С ее помощью мясо, молоко, рыба, которые транспортируют на дальние расстояния, не портятся, так как поддерживается стабильно низкая температура. По данному показателю рефрижераторы делят на классы. Например, для класса А конструкции для грузоперевозок характерна температура от 0-12 градусов. Класс С рассчитан на режим от -20 до +12 градусов. Класс Е допускает температуру не более -10 градусов.

Цистерны

Грузовики-цистерны имеют форму эллипса или четырехугольника и среднюю грузоподъемность. В них транспортируют жидкое содержимое. Это могут быть строительные растворы, нефтепродукты.

Цистерны для грузоперевозок сконструированы таким образом, чтобы при перевозке разных веществ в одной машине избежать их смешения. Иногда для поддержания требуемых условий автотранспорт оснащается кожухом. Он сохраняет тепло и не позволяет жидкостям охлаждаться, когда их транспортируют.

Грузовые транспортные средства со специальным типом кузова

Автотранспорт для грузоперевозок может иметь особый тип кузова. К таким машинам относятся:

  • Самосвалы. Кузов этих грузовиков легко откидывается назад. На рынке встречаются и боковые модели. Любой транспорт для грузоперевозок с опрокидывающимся кузовом ориентирован на перевозку сыпучих веществ, например, щебня, зерна, чернозема.
  • Мусоровозы. Это специальный автотранспорт для сборки и транспортировки различных отходов. Они отличаются конструкцией, определяющей тип нагрузки.
  • Эвакуаторы. Специализированная техника, назначение которой – перевозка сломанных авто буксировкой или путем загрузки. Для этого машины оснащаются специальной платформой, на которую и устанавливаются нерабочие авто.
  • Бортовые с КМУ. Главное отличие – присутствие грузоподъемного оборудования, или крана-манипулятора. Такая техника для грузоперевозок широко применяется в логистическом бизнесе и строительстве.

Классификация и виды грузовых автомобилей

Классификация грузового транспорта по эксплуатационным характеристикам

По количеству осей

Количество осей машины любого вида может быть от 2 до 8. Эта характеристика напрямую влияет на объем груза, который может перевозить автотехника, поскольку на каждую ось приходится вполне определенная масса. Чем больше осей, тем тяжелее предметы может перевозить специализированный автотранспорт. Но на некоторых трассах существуют ограничения по допустимой нагрузке на ось автомобиля, поэтому данный параметр для машины очень важный, и его следует соблюдать.

По колесной формуле

Данный вид показателей специализированного автомобиля обозначается двумя числами со знаком «х» посередине, например, 4х2. Первая цифра означает общее количество колес, а вторая – только ведущих. Чем большая производительность шасси, тем более сложные отрезки пути может преодолевать любое специализированное грузовое авто.

Для передвижения по ровным асфальтированным дорогам достаточно автотранспорта – тягача или фургона с прицепом или полуприцепом – с формулой 4х2. Если предполагается транспортировка по пескам, труднопроходимым участкам, стоит выбирать спецтехнику 6х2 и другие, более мощные комбинации.

Но тут следует помнить: любая производительность специализированного автомобиля пропорционально влияет на стоимость обслуживания и топливный расход.

По грузоподъемности

По данному виду показателей грузовики – тягачи или фургоны с прицепом или полуприцепом – делятся на 4 класса:

  • малотоннажные – способны перевозить от 0,5 до 2 т;
  • среднетоннажные – грузоподъемность таких агрегатов составляет от 2 до 5 т;
  • большие автомобили – транспортируют от 5 до 16 т;
  • крупнотоннажные – рассчитаны на наполнение более 16 т.

Как называются большие машины для перевозки грузов, напрямую зависит от массы, на перевозку которой они рассчитаны. По данному виду показателей чаще и подбираются любые модели специализированного автотранспорта для грузоперевозок, тягача или фургона с прицепом или полуприцепом.

По полной массе

Подбирая грузовик любой модели, учитывайте его полную массу. Иными словами, это вес и самой конструкции, и содержимого, и водителя. Этот показатель тягача или фургона рассчитывается на базе числа осей автомобиля и максимально предусмотренной нагрузки.

Существует 7 категорий специализированного грузового транспорта с прицепом или полуприцепом. Самый легкий тягач или фургон – до 1,2 т, самый тяжелый – свыше 40 т. Грузоподъемность также подбирается в соответствии с данной характеристикой. Любое превышение нагрузки на ось автомобиля влечет за собой штраф и преждевременную изношенность авто для грузоперевозок.

По типу двигателя

По типу мотора автотранспорт для грузоперевозок любой модели бывает:

  • дизельным;
  • бензиновым;
  • газовым.

Последний может быть самым выгодным с точки зрения финансов. Но в России немного таких моделей специализированных автомобилей, фургонов с прицепом или полуприцепом. Кроме того, заправочные станции, как правило, не приспособлены для обслуживания габаритной автотехники.

Дизельные авто для грузоперевозок любой модификации наиболее распространены. Она производительные, но при этом не расходуют много топлива. Но такие машины, тягачи, фургоны выпускают много выхлопных газов и довольно шумные. Конечно, сегодня эти недостатки производители пытаются нивелировать. Большинство обновленных моделей специализированных конструкций для грузоперевозок соответствуют требованиям экологичности для автомобилей.

Бензиновые грузовые авто с прицепом или полуприцепом легко прогреваются в холодное время года. Они легко разгоняются, неплохо показывают себя в динамике. Но из-за небольшого крутящего момента автомобиля не могут транспортировать любые тяжелые грузы. Чаще применяются для грузоперевозок в черте города.

Таким образом, при выборе специализированной автотехники любой модификации с прицепом или полуприцепом следует опираться на ряд параметров, среди которых наиболее важными остаются:

  • объем кузова автомобиля, масса автотехники для грузоперевозок;
  • особенности рельефа местности, где предстоит совершать перевозки;
  • расстояние между пунктами назначения;
  • погодные условия, влияющие на управление;
  • стоимость.

При покупке машины, фургона с прицепом или полуприцепом любой модификации старайтесь подобрать такую модель, чтобы оставался небольшой зазор между массой груза и грузоподъемностью тягача. Тогда узлы будут работать исправно, и расход топлива будет экономичным.

Также фургоны любой модификации должны быть комфортными в обслуживании. Это означает, что запчасти автотранспорта для перевозок для них доступны, их не составит труда заменить при поломке. Чтобы не разориться на ремонте, при покупке авто примите во внимание разные виды базовых показателей.

Грузовой автотранспорт – это основа логистики и промышленности. Сегодня производители предлагают большой выбор модификаций машин. Подходе к выбору с умом, и тогда она обязательно окупится и оправдает ваши ожидания.